ПРАВИЛА И КАНОНИЧЕСКІЯ ПОСЛАНІЯ СВ. ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО КЪ АМФИЛОХІЮ, ЕП. ИКОНІЙСКОМУ


КАНОНЫ ИЛИ КНИГА ПРАВИЛЪ
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ
съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила.
(Изданіе 2-е Братства преп. Іова Почаевскаго въ Монреалѣ, Канада, РПЦЗ. 1974).
ОТДѢЛЪ V. ПРАВИЛА И КАНОНИЧЕСКІЯ ПОСЛАНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЕЦЪ.
ТОГО ЖЕ [СВ. ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО] КЪ ТОМУЖЕ [АМФИЛОХІЮ, ЕП. ИКОНІЙСКОМУ] КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНІЕ ВТОРОЕ.

Предисловіе.
Давно написавъ отвѣты на вопрошенія, предложенныя мнѣ отъ твоего благочестія, не послалъ я сего писанія, бывъ удержанъ, частію болѣзнію продолжительною и опасною, частію же недостаткомъ служащихъ. Ибо не много у насъ людей и знающихъ путь, и готовыхъ на таковыя послушанія. Посему узнавъ причны замедленія, дай намъ прощеніе въ ономъ. Удивился же я твоей любви къ ученію, и купно твоему смиренномудрію. Ибо ты хощешь учитися, когда тебѣ ввѣренъ чинъ учащаго, и притомъ учитися отъ насъ, когда у насъ нѣтъ ничего великаго, въ отношеніи къ познанію. Однако, поелику ты, ради страха Божія, не отрекаешься творити дѣло, которое не легко содѣлалося бы отъ другаго: то должны и мы твоему расположенію и благому тщанію споспѣшествовати, даже паче силы.
Правило 17.
Вопрошалъ ты насъ о пресвитерѣ Віанорѣ, можетъ ли онъ принятъ быти въ клиръ, послѣ данной имъ клятвы. Помню, яко для Антіохійскаго клира уже изложилъ я нѣкое общее опредѣленіе о всѣхъ клявшихся купно съ нимъ, то есть, да устраняются они отъ всенародныхъ собраній, частно же да дѣйствуютъ пресвитерски. Симъ самымъ и ему дается разрѣшеніе для его служенія: потому что священство его не въ Антіохіи, но въ Иконіи, которую, какъ ты намъ писалъ, онъ избралъ для жительства, вмѣсто Антіохіи. И такъ можетъ принятъ быти оный мужъ: токмо твое благочестіе да востребуетъ отъ него раскаянія въ поползновенности къ клятвѣ, которую онъ далъ человѣку невѣрному, не возмогши понести безпокойства отъ онаго малаго бѣдствія.
/с. 246/
Правило 18.
О падшихъ дѣвахъ, обѣщавшихся Господу въ чистотѣ жити, но потомъ впадшихъ въ плотскія страсти и обѣты свои нарушившихъ, Отцы наши, просто и кротко снисходя къ немощамъ поползнувшихся, законоположили: пріимати ихъ по прошествіи года, учредя сіе по примѣру двоебрачныхъ. Но поелику, благодатію Христовою, Церковь съ теченіемъ времени становится крѣпчайшею, и чинъ дѣвъ нынѣ умножается: то мнится мнѣ, яко подобаетъ съ точностію вникати въ дѣло, по самому о немъ понятію очевидное, и въ разумъ Писанія, который можно обрѣсти по заключенію. Ибо вдовство ниже дѣвства: посему и грѣхъ вдовицъ много легче грѣха дѣвъ. Посмотримъ, что писано Павломъ къ Тимоѳею: юныхъ же вдовицъ отрицайся: егда бо разсвирѣпѣютъ противу Христа, посягати хотятъ, имущія грѣхъ, яко первыя вѣры отвергошася (1 Тим. гл. 5, ст. 11, 12). И такъ естьли вдовица подлежитъ тягчайшему осужденію, какъ бы отвергшая вѣру во Христа: то что должно намъ заключати о дѣвѣ, которая есть невѣста Христова, и сосудъ святый, посвященный Господу. Великъ грѣхъ, когда и раба, предавъ себя тайному браку, наполнитъ домъ развратомъ, и худымъ житіемъ оскорбляетъ стяжавшаго ее: но гораздо тягчае то, когда невѣста содѣлается прелюбодѣйцею, и, обезчестивъ союзъ свой съ женихомъ, предастъ себя необузданному сладострастію. И такъ вдовица осуждается, какъ растлѣнная раба, а дѣва подлежитъ осужденію прелюбодѣйцы. Какъ совокупляющагося съ чужею женою называемъ прелюбодѣемъ, и не прежде пріемлемъ въ общеніе, развѣ когда престанетъ отъ грѣха: таковымъ же образомъ да поступаемъ и съ поемшимъ дѣву. Потребно же намъ теперь изъявити то, что дѣвою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся отъ брака и предпочетшая жити во освященіи. Обѣты же тогда признаемъ дѣйствительными, когда возрастъ достигъ совершеннаго разума: ибо дѣтскія слова въ семъ дѣлѣ не подобаетъ почитати совершенно твердыми. Но имѣющую болѣе шестинадесяти или седминадесяти лѣтъ возраста, имѣющую власть надъ своими помышленіями, долго испытуемую и пребывшую твердою въ намѣреніи, и съ моленіемъ просящую о своемъ принятіи, подобаетъ наконецъ пріимати въ чинъ дѣвъ, и обѣтъ таковыя утверждати, и за нарушеніе наказывати неотмѣнно. Ибо многихъ родители, и братія, и нѣкіе изъ родственниковъ, прежде совершеннаго возраста, приводятъ, не по собственному ихъ стремленію къ безбрачію, но промышляя чрезъ то для себя нѣчто житейское: таковыхъ не должно легко пріимати, доколѣ не узнаемъ ясно собственнаго ихъ расположенія.
/с. 247/
Правило 19.
Обѣтовъ мужей не знаемъ иныхъ, какъ развѣ, которые причислили себя къ чину монашествующихъ, которые молчаніемъ показуютъ, яко пріемлютъ безбрачіе. Но и для сихъ приличнымъ быти мню предварительно, да вопрошаются, и да пріемлется отъ нихъ ясный обѣтъ дѣвства: и аще совратятся къ плотоугодному и сладострастному житію: да подпадутъ епитиміи, положенной для любодѣйствующихъ.
Правило 20.
Аще которыя изъ женскаго пола, бывше въ ереси, дали обѣтъ дѣвства, но потомъ избрали бракъ: о таковыхъ мню, яко не подобаетъ осуждати ихъ: елика бо законъ глаголетъ, сущимъ въ законѣ глаголетъ (Рим. гл. 3, ст. 19). Но тѣ, которыя еще не взяли на себя ига Христова, не знаютъ и законоположенія Господня. Посему онѣ могутъ со всѣми пріемлемы быти въ Церковь, и получаютъ въ семъ случаѣ прощеніе, чрезъ принятіе вѣры во Христа, и вообще все, содѣланное въ житіи оглашенныхъ, не подвергается истязанію. Явно же есть, яко Церковь не пріемлетъ таковыхъ безъ крещенія: посему необходимѣйшую для нихъ потребность составляютъ преимущества возрожденія.
Правило 21.
Аще мужъ, сожительствуя женѣ, и потомъ не довольствуяся бракомъ, впадетъ въ блудъ: таковаго почитаемъ блудникомъ, и надолго оставляемъ его подъ епитиміею. Впрочемъ не имѣемъ правила подвергати его винѣ прелюбодѣянія, аще грѣхъ содѣланъ съ свободною отъ брака. Ибо речено: прелюбодѣйца сквернящися осквернится, и къ мужу своему не возвратится (Іерем. гл. 10, ст. 1): такожде, держащій прелюбодѣйцу безуменъ и нечестивъ (Притч. гл. 18, ст. 23). Но соблудившій не отлучается отъ сожительства съ женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающагося отъ блуда: но мужъ оскверненную жену изгоняетъ изъ своего дома. Причину сему дати не легко, но тако принято въ обычай.
Правило 22.
Имѣющихъ женъ, посредствомъ похищенія, аще обрученныхъ другимъ отторгли, не прежде подобаетъ пріимати на покаяніе, развѣ когда онѣ взяты будутъ отъ нихъ, и прежде обручившимся съ ними предостав/с. 248/лена будетъ власть, или взяти ихъ, аще восхотятъ, или отпустити. Аще же кто похититъ необрученную: то надлежитъ отъяти ее, возвратити родственникамъ, и предати волѣ свойственниковъ, будутъ ли то родители, братія, или иные попечители о дѣвицѣ: и аще соизволятъ отдати ему, то твердо да будетъ сожитіе: аще же не согласятся, то да не принуждаются. Взявшій жену, по растлѣніи ея, или тайномъ, или насильственномъ, непремѣнно долженъ пріяти церковное наказаніе блуда. Наказаніе же блудникамъ опредѣлено на четыре года. Въ первый надлежитъ удаляти ихъ отъ молитвъ, и плакати имъ у дверей церковныхъ. Во вторый пріимати ихъ къ слушанію писаній. Въ третій къ покаянію. Въ четвертый къ стоянію съ народомъ, но удерживати отъ причастія. Потомъ допускати ихъ до причащенія Святыхъ таинъ.
Правило 23.
О поемлющихъ въ супружество двухъ сестеръ, или сочетавающихся съ двумя братіями, дано отъ насъ посланіе [1], коего списокъ мы послали къ твоему благочестію. А взявшій жену своего брата не прежде пріимется, развѣ когда оставитъ ее.
Правило 24.
Вдову, причтенную въ число вдовицъ, то есть, отъ Церкви снабдѣваемую, Апостолъ повелѣваетъ оставити безъ попеченія, аще посягнетъ за мужа. А для мужа овдовѣвшаго не положено никакого закона: довлѣатъ для него епитимія двоебрачныхъ. Вдова шестидесятилѣтняя, аще паки восхощетъ сожительствовати мужу, да не удостоится пріобщенія Святыни, доколѣ не престанетъ отъ страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лѣтъ, причтемъ ее въ число вдовицъ, то наша вина, а не жены сея.
Правило 25.
Имѣющій женою растлѣнную отъ него, за растлѣніе да подвергается епитиміи, но да будетъ ему позволено имѣти ее женою.
Правило 26.
Блудъ не есть бракъ, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредствомъ блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемѣрно держатся сожитія, то да примутъ епитимію блуда: но да оставятся въ сожитіи брачномъ, да не горшее что будетъ.
/с. 249/
Правило 27.
О пресвитерѣ, по невѣдѣнію обязавшемся неправильнымъ бракомъ, я опредѣлилъ, что должно, то есть: пресвитерскимъ сѣдалищемъ пусть онъ пользуется, отъ прочихъ же дѣйствій пресвитерскихъ да удержится: ибо таковому довольно прощенія. Благословляти же другихъ, долженствующему врачевати собственныя язвы, не подобаетъ. Ибо благословеніе есть преподаніе освященія. Но кто сего не имѣетъ, по причинѣ грѣха невѣдѣнія, тотъ какъ преподастъ другому. Того ради да не благословляетъ ни всенародно, ни особь, и тѣла Христова да не раздаетъ другимъ, ниже иное служеніе да совершаетъ: но довольствуяся священнослужительскимъ мѣстомъ, да плачется предъ другими и предъ Господемъ, дабы отпущень былъ ему грѣхъ невѣдѣнія.
Правило 28.
Сіе же достойнымъ смѣха мнѣ представилось, яко нѣкто обѣщался воздерживатися отъ свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковыхъ, чтобы воздерживались отъ неразсудительныхъ зароковъ и обѣтовъ, и допусти употребленіе вещей неразнственныхъ. Ибо никое же созданіе Божіе отметно, со благодареніемъ пріемлемо (1 Тим. гл. 4, ст. 4). Посему, какъ обѣтъ достоинъ смѣха, то и воздержаніе не нужно.
Правило 29.
Начальниковъ кленущихся зло сотворити подчиненнымъ, весьма нужно врачевати. Врачеваніе же ихъ двоякое: едино, учити ихъ, да не кленутся поспѣшно, другое же, да не остаются при злыхъ намѣреніяхъ. Посему аще кто уловленъ клятвою къ содѣланію зла другому: то да принесетъ покаяніе въ дерзости клятвы, но предлогомъ благоговѣнія къ клятвѣ да не утверждаетъ себя въ злобѣ. Соблюденіе клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушитъ клятвы, содѣлался убійцею Пророка. Клятва и вообще возбранена: кольми паче даваемую на зло подобаетъ осуждати. Посему покаявшійся долженъ исправити свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконіе. Изслѣдуй подробнѣе сію нелѣпость. Аще кто поклялся выколоть глаза своему брату: добро ли было бы таковому привести сіе въ исполненіе. Аще кто поклялся убити, или вообще преступити какую-либо заповѣдь. Ибо кляхся и поставихъ, не грѣхъ содѣлати, но сохранити судьбы правды Твоея (Псал. 118, ст. 106). Какъ заповѣдь подобаетъ утверждати непреложностію намѣреній: тако грѣхъ всячески должно низпровергати и истребляти.
/с. 250/
Правило 30.
О похищающихъ женъ, мы не имѣемъ древняго правила, но составили собственное мнѣніе: и они, и содѣйствовавшіе имъ да будутъ отлучены отъ общихъ молитвъ на три года. Безъ насилія же бывающее не подлежитъ наказанію, аще не сопутствуетъ сему ни растлѣніе, ниже татьба. Вдова же властна сама въ себѣ, и отъ нея зависитъ послѣдовати похищающему. Намъ не должно пещися о показуемыхъ видахъ.
Правило 31.
Жена мужа оглучившагося и пребывающаго въ безызвѣстности, прежде удостовѣренія о смерти его вступившая въ сожитіе съ другимъ, прелюбодѣйствуетъ.
Правило 32.
Тѣ изъ клира, которые согрѣшили грѣхомъ смертнымъ, со степени своего низводятся, но не лишаются причастія купно съ мірянами. Ибо не отмстиши за едино дважды (Наум. гл. 1, ст. 9).
Правило 33.
Жена родившая на пути, и пренебрегшая рожденное, да подлежитъ винѣ убійства.
Правило 34.
Женъ прелюбодѣйствовавшихъ и исповѣдавшихся въ томъ, по благочестію, или какимъ бы то ни было образомъ обличившихся, Отцы наши запретили явными творити, да не подадимъ причины къ смерти обличенныхъ: но повелѣли стояти имъ съ вѣрными, безъ пріобщенія, доколѣ не исполнится время покаянія.
Правило 35.
Аще мужъ оставленъ женою, то подобаетъ смотрѣти вину оставленія: и аще явится она оставившею безъ причины: то онъ достоинъ снизхожденія, а она епитиміи. Снизхожденіе же окажется ему въ томъ, да будетъ въ общеніи съ Церковію.
/с. 251/
Правило 36.
Жены воиновъ, пребывающихъ въ безызвѣстности, сочетавшіяся съ другими, подлежатъ тому же сужденію, какъ и тѣ, кои не дождались возвращенія отсутствующихъ мужей. Впрочемъ здѣсь дѣло достойно нѣкоего снизхожденія, поелику болѣе вѣроятно заключеніе о смерти.
Правило 37.
Вступившій въ бракъ, по отъятіи у него чуждыя жены, за первую да будетъ обвиненъ въ прелюбодѣяніи, а за другую неповиненъ.
Правило 38.
Отроковицы, безъ соизволенія отца посягшія, блудодѣйствуютъ. Но примиреніемъ съ родителями дѣло сіе мнится имѣти врачеваніе. Впрочемъ онѣ не тотчасъ допускаются къ пробщенію, но запрещаются на три лѣта.
Правило 39.
Живущая съ прелюбодѣемъ есть прелюбодѣйца, во все время сожитія.
Правило 40.
Противъ воли господина своего, предавшая себя мужу, блудодѣйствуетъ. Аще послѣ сего, по дозволенію, пользуется бракомъ: то признается вступившую въ законное супружество. Посему первое есть блудъ, а послѣднее бракъ. Ибо условія находящихся въ полновластіи другихъ не имѣютъ ничего твердаго.
Правило 41.
Во вдовствѣ имѣющія власть въ самой себѣ, можетъ сочетатися неповинно, аще нѣтъ никого, разлучающаго сіе сожитіе. Ибо Апостолъ рекъ: аще умретъ мужъ, свободна есть, за негоже хощетъ, посягнути, точію о Господѣ (Римл. гл. 7, ст. 2; 1 Кор. гл. 7, ст. 39).
Правило 42.
Браки, противъ воли обладающихъ, суть блудодѣянія. При жизни отца, или господина, совокупляющіеся не суть безъ вины, доколѣ имѣющіе власть надъ ними не изъявятъ согласіе на ихъ сожитіе. Ибо тогда супружество получаетъ твердость.
/с. 252/
Правило 43.
Нанесшій ближнему смертный ударъ, есть убійца, онъ ли первый нанесъ ударъ, или отмщалъ.
Правило 44.
Діаконисса, соблудившая съ язычникомъ, можетъ принята быти въ общеніе молитвъ, но до причастія Святыхъ таинъ допущена будетъ въ седмое лѣто, аще, то есть, въ чистотѣ жити будетъ. Язычникъ же, по пріятіи вѣры, паки приступающій къ святотатству, возвращается чрезъ то на свою блевотину. Посему мы тѣлу діакониссы, какъ освященному, не позволяемъ болѣе быти въ плотскомъ употребленіи.
Правило 45.
Аще кто, принявъ имя Христіанина, оскорбляетъ Христа: таковому нѣтъ никакія пользы отъ наименованія.
Правило 46.
Съ оставленнымъ на время своею женою сочетавшаяся по невѣдѣнію, потомъ, по причинѣ возвращенія къ нему первыя жены, отпущеннаа блудодѣйствовала чрезъ таковый союзъ, впрочемъ по невѣдѣнію. Посему бракъ ей не возбранится: но лучше, аще пребудетъ тако.
Правило 47.
Енкратиты, Саккофоры и Апотактиты подлежатъ тому же осужденію, какъ и Новатіне: ибо о нѣкоторыхъ изъ сихъ издано правило, хотя и не единообразное, а о другихъ умолчано: мы же, по одинаковому винословію, таковыхъ перекрещиваемъ. А хотя у васъ и не принятъ сей обычай перекрещиванія, подобно какъ и у Римлянъ, по нѣкоторому благоусмотрѣнію: однако наше винословіе да имѣетъ силу. Поелику ересь ихъ есть какъ бы отрасль ереси Маркіонитовъ, гнушающихся бракомъ, отвращающихся вина, и созданіе Божіе сквернымъ нарицающихъ. Посему мы не пріемлемъ ихъ въ Церковь, аще не крестятся нашимъ крещеніемъ. Ибо да не глаголютъ, яко крестилися во Отца и Сына и Святаго Духа, когда они подобно Маркіону и прочимъ еретикамъ, представляютъ Бога творцемъ зла. И такъ, аще сіе угодно будетъ, то должно собратися множайшимъ Епископамъ, и тако изложити правило, дабы и дѣйствующій былъ безопасенъ, и отвѣтствующій на вопрошеніе о таковыхъ имѣлъ достовѣрное основаніе отвѣта.
/с. 253/
Правило 48.
Оставленная мужемъ, по моему мнѣнію, должна пребыти безбрачною. Ибо когда Господь рекъ, яко аще кто отпуститъ жену свою, развѣ словесе любодѣйнаго, творитъ ю прелюбодѣйствовати (Матѳ. гл. 5, ст. 32): то назвавъ ее прелюбодѣйцею, тѣмъ самымъ воспретилъ ей сожитіе съ инымъ. Ибо какъ возможно, чтобы мужъ былъ повиненъ, какъ виновникъ прелюбодѣйства, а жена неповинна, бывъ отъ Господа наречена прелюбодѣйцею за совокупленіе съ инымъ мужемъ?
Правило 49.
Растлѣнія, бывающія насиліемъ, да не подвергаются обвиненію. Посему и раба, аще насилована господиномъ своимъ, не повинна.
Правило 50.
На троебрачіе нѣтъ закона: посему третій бракъ не составляется по закону. На таковыя дѣла взираемъ, какъ на нечистоты въ Церкви: но всенародному осужденію оныхъ не подвергаемъ, какъ лучшія, нежели распутное любодѣяніе. 

Примѣчаніе:
[1] Къ Діодору Тарскому. Смот. ниже прав. 87. 

Источникъ: Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила. — Изданіе второе полное. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. — С. 245-253. 

Комментарии