Жизненный путь священномученика Стефана (Расторгуева)
2 сентября по новому стилю или 20 августа по старому, Церковь совершает память священномученика Стефана, Архиепископа Московского и всея Руси.
Будущий святитель Христов Стефан (в миру Сергий Яковлевич Расторгуев) родился 13 октября 1861 года в г. Екатеринбурге Пермской губернии в семье потомственного почетного гражданина крупного золотопромышленника купца 1-й гильдии Якова Ивановича Расторгуева (03.08.1812, г. Вольск Саратовской губ. – 08.07.1886, Екатеринбург).
Яков Иванович происходил из единоверческой купеческой семьи города Вольска. Получив домашнее образование, он пошел по стопам отца и к 1846 году был уже купцом 1–й гильдии заняв в купеческом обществе г. Вольска весьма видное положение.
Жизнь семьи Расторгуевых была неразрывно связана со Свято-Троицкой единоверческой церковью Екатеринбурга, прихожанами и попечителями которой они являлись на протяжении всей своей жизни. В ее стенах Расторгуевы были крещены, повенчаны, а в последствии и отпеты. В этом же храме 9 ноября 1861 года был крещен и Сергей Яковлевич. О чем в метрической книге церкви содержится соответствующая запись под №40. Восприемниками его при крещении стал его родной брат Алексей и родственница матери екатеринбургская купеческая жена, вдова Вера Петровна Баландина. Чин крещения совершил единоверческий священник Иоанн Иванов и диакон Петр Колосов.
По окончании 5 классов Екатеринбургского Алексеевского реального училища и вплоть до революции Сергий Яковлевич работал служащим мануфактурного дела. Несмотря на то что он происходил из семьи богатой, богатство это не развратило его сердце. Сергий Яковлевич вел жизнь очень скромную, не стяжав за всю свою жизнь никаких земных благ. Кров ему предоставила его родная сестра Анастасия, бывшая замужем за екатеринбургским купцом 2–й гильдии Михаилом Павловичем Брагиным. Так в доме Брагиных Сергей Яковлевич и жил почти до своего ухода от мира и принятия иноческого пострига.
В те годы он также, как и его близкие был прихожанином Свято-Троицкой (Рязановской) единоверческой церкви и, по всей видимости, прихожанином ревностным. Не случайно именно его, как наиболее достойного занять кафедру единоверческого епископа, впоследствии рекомендовал протоиерей Андрей Прохорович Новиков, с 1912 по 1930 гг. бессменный настоятель Рязановского храма.
В 1917-18 гг. состоялся первый за более чем два столетия собор новообрядческой церкви, в определении которого от 22 февраля/7 марта 1918 г. относительно единоверия было сказано следующее: «учреждаются кафедры единоверческих Епископов в епархиях: …Уфимской епархии – Саткинская с местожительством для Епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре».
Именно этот монастырь и избрал для своего удаления от мира Сергий Яковлевич. И хоть в апреле 1920 года монастырь официально был закрыт гражданской властью, имущество его было отобрано, тем не менее братия монастыря продолжала совершать свой иноческий путь, пребывая при бывшем монастырском храме, обращенном в приходской.
27 октября 1923 года, с благословения и разрешения временно управляющего Уфимской епархией епископа Давлекановского Иоанна (Пояркова) от 19 июня 1923 г., в Покровском храме Воскресенского единоверческого монастыря священноиноком-схимником Стефаном Сергий Яковлевич был пострижен в иноческий чин с именем Стефан в честь св. первомученика архидиакона Стефана.
Советская власть не оставила без внимания церковную деятельность инока Стефана, в том же 1923 году он был арестован Уфимским ГПУ, в застенках которого провел 21 день и был отпущен на свободу – в то время Бог уберег его от руки большевистского палача.
В июне 1925 года настоятель Воскресенского единоверческого монастыря архимандрит Антоний (Миловидов) был рукоположен в епископа Усть-Катавского. Вследствие этого 11 октября 1925 г. Руфин (Брехов), правящий епископ Саткинской единоверческой епархии, в которую входил монастырь, назначил новым игуменом монастыря инока Стефана (Расторгуева). В грамоте на поставление в игумены епископ Руфин так объяснял назначение о. Стефана: «…за Ваше ревностное служение церкви Божией и св. обители, сохранение православных догматов и старообрядческих обрядностей и правильное ведение св. обители и общежития».
Через несколько дней после этого, 16 окт. 1925 г., в Рождественско-Богородичном кафедральном соборе г. Сатки епископ Руфин рукоположил о. Стефана в сан священника.
В 1927 году игумен Стефан был арестован вторично, теперь уже Красноуфимским ГПУ, но и на сей раз, после 4 дней содержания под стражей, он был освобожден, ибо еще не пришел час его.
4/13 июля 1928 г. согласно решению Архиерейского собора и по благословению Уфимского и Уральского архиепископа Андрея (Ухтомского), Бирский епископ Вениамин (Троицкий), временно управляющий Уфимской епархией, и Саткинский епископ Руфин (Брехов) посвятили архимандрита Стефана в единоверческого епископа Иргинския области во граде Сатки Уральской области в храме Рождества Пресвятыя Богородицы.
С этого момента начинается архиерейское служение будущего древлеправославного Архиепископа и священномученика Стефана.
В 1929 году Владыка Стефан знакомится с настоятелем древлеправославного храма в г. Бугуруслане протоиереем о. Андреем Лебедевым, который по поручению Главного Церковного Совета занимался вопросом приискания в Древлеправославную Церковь второго епископа.
Здесь следует сказать, что до присоединения к Древлеправославной Церкви архиепископа Николы (Позднева), организованные поиски епископа шли более 15 лет. Церковные представители вели переговоры и свидетельствовали о Древлеправославии многим новообрядческим архиереям, причем некоторые из них давали согласие на присоединение к Церкви, как, например, епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) в 1917 г. и епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) в 1922 году. Когда же по Божьей милости к Церкви присоединился архиепископ Никола, то поиски архиерея были продолжены, ибо в отсутствии настоятельной нужды архиерейские хиротонии должны совершаться лишь с участием двух или большего числа епископов, что предписывает 1-е правило св. Апостолов.
Поиски второго епископа были не менее сложными. Дважды казалось, что они благополучно достигали своей цели. Так 26 декабря 1924 года в г. Москве, по благословению архиепископа Николы, протоиерей Александр Соколов присоединил к Древлеправославной Церкви через миропомазание Балахнинского епископа Филиппа (Гумилевского), но буквально на следующий день тот вернулся восвояси… В 1926 году, 26 апреля, также по благословению Владыки Николы, в г. Бугуруслане протоиерей Андрей Лебедев присоединил к Церкви епископа Усть-Катавского Антония (Миловидова), но вскоре и тот отпал обратно в новообрядчество… Вот такие это были ветреные люди, о которых Писание говорит: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
Но не таким был Владыка Стефан. Он не был подобен трости, ветром колеблемой. В результате общения с о. Андреем Лебедевым, епископ Стефан принимает твердое решение присоединиться к Древлеправославию. И дальнейшая жизнь его будет являть собой лишь подтверждение искренности и твердости этого решения.
Последнюю литургию до перехода в Древлеправославие Владыка Стефан отслужил 19 авг. 1929 года в храме святителя Николы села Шурдан Красноуфимского района Уральской области. После чего он покидает единоверческую кафедру и отправляется в г. Бугуруслан, а оттуда вместе с о. Андреем Лебедевым и другими представителями Бугурусланского прихода направляется в Москву.
Весть о том, что Владыка Стефан изъявил желание присоединиться к Древлеправославию стремительно распространяется по Церкви. В Москву съезжаются представители ряда древлеправославных общин и члены Главного Церковного Совета.
2 сентября с.с. в Никольском соборе состоялось предварительное заседание ГЦС, на котором были рассмотрены документы епископа Стефана и признаны не подлежащими никакому сомнению.
На следующий день, 3/16 сентября состоялось официальное расширенное заседание Главного Церковного Совета под председательством архиепископа Николы. В нем принимали участия видные деятели Древлеправославной Церкви того времени: архимандрит Пансофий Ивлиев (впоследствии епископ Ростов-на-Дону и Курский, священномученик), протоиерей Андрей Лебедев, протоиерей Иустин Попов, священноинок Михаил Кочетов (впоследствии предстоятель Церкви), иерей Фома Шашин (впоследствии Феодор, епископ Вольский), иерей Маркиан Фролов (впоследствии Макарий, епископ Грозненский), Рыбалов А.М., Юдин И.И., Климашин А.С. и другие, всего 45 человек.
Собрание заслушало доклады комиссии по приисканию епископа и протоиерея Андрея Лебедева о епископе Стефане, еще раз были зачитаны и проанализированы документы Владыки. После этого было единогласно принято следующее постановление:
«Принять епископа Стефана в лоно нашей св. Церкви 2 чином через миропомазание и просить архиепископа Николу лично совершить чиноприем сегодня же».
Храм святителя Николы в настоящее время находится в частной собственности.
Присоединение состоялось в присутствии многочисленного духовенства и мирян.
Через два дня после своего присоединения епископ Стефан сослужили архиепископу Николе при рукоположении первого после раскола 17 века древлеправославного архиерея - архимандрита Пансофия (Ивлиева).
Архимандрит Пансофий (Ивлиев) был хиротонисан в епископы на Ростов-на-Дону и Курскую кафедру. Так по милости Божией и при участии Владыки Стефана закончилась одна из тяжелейших эпох в истории Христовой Церкви.
Присоединение Владыки Стефана имеет для Церкви Христовой огромное значение и не только потому, что с его приходом стало возможно восстановление полноты церковной иерархии. То, что Владыка Стефан, человек строгой жизни, ярый противник «живоцерковников», преклонил свою голову под омофор архиепископа Николы (Позднева), является неоспоримым свидетельством того, что распускаемые врагами нашей Церкви слухи о неискренности последнего – дерзкая клевета, за которую ее распространители дадут ответ в день Страшного Суда.
В том же 1929 году Епископ Стефан возглавил Бугурусланско-Уральскую древлеправославную епархию. Несмотря на преклонный возраст, Владыка деятельно руководил жизнью Церкви, тайно, с огромным риском для своей жизни он организовывал и проводил церковные Соборы, вел обширную переписку, рукополагал духовенство. В частности, его трудами был рукоположен ряд епископов: 1) 18.09.1929 г. - Пансофий (Ивлиев), еп. Ростов-на-Дону и Курский; 2) февраль 1930 г. - Филарет (Харламов), еп. Свердловский; 3) декабрь 1933 г. - Павел (Носов), еп. Городецкий; 4) 1933 г. - Феодор (Шашин), еп. Курский и Западной области; 5) 6.07.1936 г. - Михаил (Кочетов), еп. Романово-Борисоглебский. Немало сил положил Владыка Стефан и на дело примирения разобщенных дьяволом христиан.
Неудивительно, что Советская власть посчитала деятельность Владыки опасной для себя и даже вредной. 29 ноября 1932 года органами Бугурусланского ОГПУ Владыка Стефан был в очередной раз арестован, ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и пропаганде, а также в контрреволюционной организационной деятельности. Вот как об этом повествует Меморандум ОГПУ:
«Являясь ставленником бывшего князя Андрея Ухтомского, при активном участии Лебедева, проводит политику объединения всех старообрядческих образований в единую общинную организацию для борьбы с сов. властью».
Меморандум требовал для владыки Стефана смертной казни, но Бог распорядился иначе – 26 мая 1933 года тройкой ПП ОГПУ СВК на основании ст. ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР Владыка был осужден, однако в наказание ему зачли лишь срок предварительного заключения в виду преклонного возраста и старческой немощи. Освободившись из застенка ГПУ после нескольких месяцев заключения епископ Стефан вновь вернулся к своему святительскому служению.
1-го сентября 1934 года упокоился в Бозе архиепископ Никола (Позднев).
4 сентября владыка Стефан в сослужении других священнослужителей совершил чин погребения почившего архиепископа. С этого момента он становится местоблюстителем. А в 1935 году Епископ Стефан соборно возводится в сан Архиепископа Московского, Первоиерарха всей Древлеправославной Церкви.
Место же своей резиденции Владыка не менял, но до самой своей кончины осуществлял церковное руководство из г. Бугуруслана.
Между тем здоровье престарелого святителя постепенно угасало, изрядно подорванное темницами богоборцев, многочисленными заботами и переживаниями о благоустройстве Христовой Церкви в те мрачные для нее времена.
"Простите долго не писал, все хвораю, даже не служу… в Вознесение служил, сил нет, даже крестом прихожан не ограждал, велел священнику ограждать…, - писал Архиепископ Стефан Епископу Курскому Феодору (Шашину). - От еп. Павла давно нет писем, писал, что опять заболел как на Рождестве. С южных приходов пишут, что епископам и священникам не позволяют ездить по епархии и служить, требы исполнять. Епископ может приехать куда-нибудь на 24 часа, но не служить. Священники, бывшие в ссылке по 58 ст., от службы устраняются, должны быть замененными, неподсудными, теперь осужденных бывших много…. Вообще перемена чувствуется к духовенству. Про Еп. Филарета ничего не известно, туда уехал один знакомый, просил я его подробно все узнать, жив ли он. Простите ради Бога, устал писать, много писем написал, хочу отдохнуть".
Тогда еще многострадальный соработник Христов не знал, что вскоре его желанию суждено будет сбыться и Господь примет Своего верного раба в обители вечного покоя.
Шел роковой для российского христианства 1937 год - Церковь лишилась большинства своих искренних священнослужителей и огромного множества мирян. Каждый день в том году был обагрен христианской кровью. Пролил в те дни свою кровь за Христову веру и архиепископ Стефан.
27 июля 1937 года органами НКВД УГБ по Оренбургской области Владыка был в очередной, теперь уже последний, раз арестован.
31 августа 1937 г. Тройкой УНКВД Оренбургской области по ст. 58-10, 11 УК РСФСР древлеправославный святитель-старец был приговорен к высшей мере наказания.
2 сентября 1937 г. в 24 часа перестало биться пламенное сердце мужественного борца за Божию правду - архиепископ Стефан был расстрелян.
Тело Владыки покоится в Зауральной роще г. Оренбурга вместе с сотнями других ни в чем неповинных людей, чьи жизни оборвала кровавая волна бессмысленных и бесчеловечных репрессий.
Реабилитирован Архиепископ Стефан был лишь 11 мая 1989 года.
Владыка Стефан был человеком безупречной христианской жизни, о котором можно без сомнения сказать словами св. ап. Павла: «Подвигом добрым… подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
Вся жизнь Владыки Стефана заключалась в беззаветном служении Христу, от Которого он и сподобился с честью принять мученический, неувядаемый «венец правды».
Освященный Собор 2007 г. прославил Святителя Стефана в лике святых, почитаемых Древлеправославной Церковью.
Святый священномучениче Стефане, моли Бога о нас!
Комментарии
Отправить комментарий