Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О соборах дважды в лето
Новообрядец: Читаю 37-е правило святых апостол: «Дважды в году да бывает собор епископов, и да разсуждают они друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковныя прекословия». Вот, видите, святые апостолы постановили, чтобы два раза в год были соборы епископов. А Шестой вселенский собор восьмым правилом отменил такое постановление святых апостолов и постановил однажды в год делать соборы епископов. Точно так же и наша церковь чрез отмену хотя бы и апостольского установления не погрешила в этом.
Древлеправославный: Меня очень удивляет то, что вы никак не можете найти оправдания реформам Никона, бывшего патриарха, а между тем, все-таки, стараетесь тянуть это дело, только не на пользу своей церкви, а на вред, как это видно из настоящего приведенного вами примера. Для того чтобы узнать: отменил ли Шестой вселенский собор 37-е правило святых апостолов, мы прочитаем указанное вами восьмое правило Шестого собора: «Установленное святыми отцами нашими, желая и мы во всем сохраняти, возобновляем такожде и правило, повелевающее быти ежегодно соборам епископов каждыя области» (полный перевод). Ну, скажите, пожалуйста, где здесь отменение 37-го правила святых апостол?
Новообрядец: Здесь, в прочитанных вами словах, отменения не видно, но вы прочитайте дальше это восьмое правило Шестого вселенского собора.
Древлеправославный: Хорошо, слушайте, я читаю: «Но как по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето»... (там же). Здесь есть отменение 37-го правила святых апостол, или нет?
Новообрядец: Буквального выражения нет об отменении, но видно то, что в случае указанных в правиле причин можно и нарушить постановление святых апостол, изложенное в 37 правиле.
Древлеправославный: Христос Спаситель в св. Евангелии сказал: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» (Ин., 3, 5). Из книги же «О вере» видно, что у малороссийских христиан во время гонения от папежников множество младых детей было без крещения за неимением православных священников (глава 23, «О юнитах»). Скажите, пожалуйста, можно назвать такое обстоятельство отменением заповеди Христа или нарушением ее?
Новообрядец: Я должен вам ответить беспристрастно, что здесь никакого отменения или нарушения Христовой заповеди о крещении нет, потому что такое исключительное положение малороссийских христиан зависело не от их воли.
Древлеправославный: Вашими же словами и я отвечаю на приведенный вами пример: Шестой вселенский собор не отменял и не нарушал 37-го правила святых апостол, потому что указанное им изменение о соборах епископов поставлено в зависимость от могущих встретиться в Церкви Христовой неожиданных случайностей, не зависящих от воли епископов. Согласны ли вы с таким рассуждением?
Новообрядец: Согласен.
Древлеправославный: Очень приятно, что вы согласились, да иначе и быть не должно, если будете смотреть на дело прямо. Но еще вопрос: ваша господствующая церковь собирает соборы епископов хотя однажды в год, как это требуется восьмым правилом Шестого вселенского собора, или нет?
Новообрядец: Нет, у нас соборы заменены синодом.
Древлеправославный: Не можете ли вы мне указать такое правило в книге Кормчей, по которому бы можно было заменять соборы каким-либо другим учреждением вроде, например, вашего синода?
Новообрядец: Таких правил в Кормчей нет, но могу вам прочитать толкование Зонара на 37-е правило святых апостол следующее: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (полный перевод).
Древлеправославный: А что, как Зонара к этому относится? Хорошо это делали епископы — не собирали соборов?
Новообрядец: Я в этом толковании больше ничего не вижу, а вижу только, что еще при Зонаре не собирали соборов. Так поступает и наша церковь.
Древлеправославный: Вот в том-то и беда вашей церкви, что она только руководствуется небрежением прежних пастырей церкви, как об этом говорит тот же Зонара в толковании на пятое правило Первого вселенского собора: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так что их никогда не бывает» (полный перевод). Я бы мог подробно высказать вам все обстоятельства, заставляющие вашу церковь идти неканоничным путем, но ввиду того, что это к данной беседе не вполне относится, я оставляю, и ожидаю, что вы еще будете приводить "доказательства" в защиту реформы бывшего патриарха Никона.
(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).
Комментарии
Отправить комментарий