Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О молении на восток


Новообрядец: Теперь послушайте, я вам прочитаю 91-е правило Василия Великого, то самое правило, которое вы мне читали в начале нашей беседы, из которого вы непременно должны увидеть, что даже апостольские предания можно отме­нять и в то же время оставаться православным. Итак, читаю: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апо­стольского предания, по преемству в тайне, и те, и другия имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например... к востоку обращатися в молитве какое Писа­ние нас научило?» Вот, видите, св. Василий Великий моление на восток называет неписанным апостольским преданием, а благо­честивый папа Лев с клятвой воспретил православным обра­щаться на восток с молитвой, но ведь никто не считает за это папу Льва еретиком. Точно так же и вы, старообрядцы, не долж­ны считать еретиком бывшего патриарха Никона за отмену неко­торых, хотя бы и православных, преданий св. Церкви.

Древлеправославный: Скажите пожалуйста, откуда это видно, что папа Лев именно с клятвой воспретил обращаться на восток в молитве?

Новообрядец: Это я прочитал в книге нашего миссионера Александрова под названием: «Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви», на странице 301-й. Он там ссылается на летопись Барония и даже приводит цитату из этой летописи.

Древлеправославный: Я уже просил вас неоднократно, чтобы беседовать со мною не по-миссионерски, а беспристрастно, тогда только и можно узнать истину. Что, действительно, это так, и чтобы вы в справедливости моей к вам просьбы и сами убедились, я покорнейше прошу вас прочитать эту цитату по самой летописи Барония.

Новообрядец: Извините, у меня под руками нет этой книги, но я могу прочитать по книге Александрова.

Древлеправославный: Хорошо, читайте.

Новообрядец: «А понеже древний обычай церковный бе и есть на восток солнца молитися. В то время, ради сих манихеев возбрани Лев на восток солнца обращатися молящимся, бояся дабы прикладом оных мерзостных идолопоклонства коего-либо не творили» (Бароний, Лето Господне 443, числа 1-2).

Древлеправославный: Где здесь сказано слово «с клятвою?»

Новообрядец: В летописи этого слова нет. Это слово Александрова, но ведь от этого вам, старообрядцам, не легче. С клятвою, или без клятвы, но все-таки папа Лев воспретил соблю­дать неписанное апостольское предание.

Древлеправославный: О том, что воспретил папа Лев, мы погово­рим. Зачем же вы сразу так не сказали, что слова «с клятвою» в летопи­си нет? Очевидно, вы желали с намерением это слово приписать лето­писцу Баронию, чтобы усилить авторитет вашего примера. Вот это-то и есть «по-миссионерски», что слова, выраженные миссионерами, выдаются за слова истории, а то и за слова святых отец, что еще хуже. Теперь обращаюсь к существу приведенного вами примера. Во время папы Льва были еретики манихеи, которые поклонялись солнцу, как об этом свидетельствует тот же Бароний: «Многим из Африки манихеем мерзким еретиком в Рим стекшимся, велие на искоренение их сотвори тщание Лев папа. На проповеди заблуждения их обличаше: яко не веруют о истинной во Христе плоти и о истинном страдании и смер­ти... яко солнцу кланяются» (Лето Господне 443, число 1-е). Отсюда видно, что папа Лев воспретил православным обращаться в молитве на восток не для того, чтобы нарушить православное предание и заменить его каким-либо новшеством, а для того, чтобы православные христиа­не не смешались с еретиками манихеями и не проявили бы «коего идолопоклонства». Православные же христиане солнцу не поклоня­лись, а лишь обращали лица свои к востоку, когда приносили молитвы Богу; а с какою мыслью они должны обращаться в молитве лицом к востоку, это видно из того же 91-го правила Василия Великого: «Посе­му-то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древняго отечества рая, который насадил Бог в Едеме на востоке» (полный перевод). Итак, папа Лев не отменял апостольского предания, а старался лишь оградить ненарушимость его тем, чтобы верные, обращаясь в молитве на восток, не проявили бы идолопоклон­ства, как это делали еретики манихеи. А ваша церковь, отменяя апо­стольское предание двоеперстного сложения и воспрещая употребле­ние его с клятвою, какое идолопоклонство усматривала в этом? Разве в постановлениях св. Церкви об употреблении древних преданий прояв­лялось идолопоклонство? Нет, почтеннейший, и здесь никакого для вашей господствующей церкви оправдания нет.

Новообрядец: Я теперь вижу, что папа Лев только ста­рался оградить верных христиан от идолопоклонства. Отменения же апостольского предания здесь не видно, но все-таки у меня еще есть примеры, могущие оправдывать реформу бывшего пат­риарха Никона и я их приведу.

Древлеправославный: Приводите пожалуйста, ведь для этого у нас с вами и беседа.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии