Житие преподобнаго отца нашего Захарии Копыстенскаго (память 21 марта/3 апреля)


Прп. Захария родился во второй половине XVI века в г. Перемышле на Червонной Руси. Состоял в родстве с Перемышльским еп. Михаилом (Копыстенским), решительным противником унии, был либо его братом (родным или двоюродным), либо племянником (сыном Фомы, брата еп. Михаила). Известен еще один родственник и современник Захарии - Василий (Копыстенский), являвшийся в 1627 г. настоятелем Дятловицкого монастыря в Пинском повете (монастырь был основан в 1622 как зависимый от Киево-Печерской обители).

Из сочинений самого Захарии известно, что он жил какое-то время в монастыре Путна в Молдавии (ныне в Румынии) и пользовался его богатой библиотекой. В 1612-1615 гг. Захария упоминается как избранный архимандрит Уневского монастыря на Львовщине. Прп. Захария получил прекрасное образование в Львовской братской школе. Затем, в 1615 г., он переехал в Киев и 4 января следующего года вступил в новообразованное киевское православное Епифаниевское братство.

Вскоре настоятель Киево-Печерского монастыря архимандрит Елисей (Плетенецкий), который много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил Захарию вступить в братию монастыря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем монастыря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, которая под его руководством превратилась в один из главных центров православного просвещения. Также прп. Захария являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, и преподавал в братской школе на Подоле.

В 1624 г. братией обители и киевской шляхтой, при поддержке казачества, Захария был избран настоятелем Киево-Печерской обители. Сохранилась инструкция послам от казаков на вальный сейм в Варшаве (янв. 1625) с просьбой к королю об утверждении Захарии. 7 февраля король дал утвердительную грамоту. Это было значимой победой православной стороны, поскольку избранию Захарии предшествовало острое противостояние Православию униатов.

В управлении Киево-Печерским монастырем прп. Захария продолжал линию своего предшественника и духовного отца. Он следил за соблюдением общежительного устава в обители, поддерживал регулярную проповедь. При Захарии в Киево-Печерском монастыре была введена цензура проповедей. Дозволялось говорить только тем проповедникам, которые «от писаний святых умели поучати», а не от «самомнений и странных учений».

Прп. Захария отстаивал права ставропигиальных монастырей и братств. Зимой 1625/26 г. он приказал всем киевским монастырям не впускать к себе Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого), вернувшегося из путешествия на православный Восток. Захария не хотел, чтобы в Киеве стало известно соборное определение Константинопольского Патриархата об уничтожении ставропигиального статуса многих братств и монастырей Западнорусской митрополии, которое привез с собой архиепископ Мелетий. Этот случай стал началом конфликта Мелетия (Смотрицкого) с Православной Церковью, который вскоре завершился переходом архиерея в унию. 28 июля 1626 г., по поручению Захарии, ставропигиальные права Киево-Печерского монастыря перед митр. Иовом (Борецким) (который, вероятнее всего, был инициатором получения от Константинопольского патриарха грамот об уничтожении ставропигий) отстаивал киево-печерский монах Варлаам (Дизковский). Митрополит признал подчиненность Киево-Печерского монастыря патриарху.

Упокоился преподобный 21 марта 1627 года в Киево-Печерском монастыре, где и был похоронен.
___________________________________

Прп. Захария — автор богословских сочинений: «Книга о вере единственной» (1619), «Книга о правдивой единости» (1623), предисловия к «Беседе Иоанна Златоустаго» и «Номоканону». Его величайшим полемическим произведением считается «Палинодия» (1622), которая была направлена против католицизма и Брестской унии. На основании «Палинодии» был составлен в Киеве и издан в Москве в 1648 году известный богословский сборник «Книга о вере».

Когда в 1624 г. прп. Захария был поставлен архимандритом Киево-Печерской лавры, то в этом сане он продолжал заниматься учеными работами, возглавляя лаврскую типографию, в которой издал ряд богослужебных и святоотеческих книг, а также собственных сочинений.

Комментарии