Столп православия. Ко дню памяти епископа Павла Коломенского


Епископ Павел Коломенский — один из первых мучеников за старую веру. По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 16 апреля (по н. ст.) 1656 года на Страстной седмице в Великий четверг. В этот день установлено почитание памяти священномученика Павла, епископа Коломенскаго, иже за древлее благочестие пострадавшаго.

***

В произведении «Путешествие в Арзрум» Пушкин горько сожалеет: "Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны".

Это сожаление можно целиком и полностью отнести к епископу Павлу, Коломенскому и Каширскому — первому мученику за старую русскую веру.

Он исчез, не оставив по себе следов. Современники не обратили на него должного внимания, а для потомков он всегда находился в тени более значимых исторических персонажей того времени — царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Вокруг имен владыки Павла нагромождается масса небылиц и фантазий. Ему привелось быть героем совершенно невероятных старообрядческих легенд и произвольных исторических измышлений. Тем более досадно, что о епископе известно немало бесспорных и достоверных сведений.

Будущий архиерей родился в Нижегородском краю в семье священника. Неизвестна точная дата его рождения, но можно предположить, что Павел был ровесником Никона, то есть родился около 1605 года. По общепринятому мнению, впервые высказанному французским славистом Пьером Паскалем в книге «Протопоп Аввакум и начало раскола» (Paris, 1938), Павел родился в селе Колычево на «горах», что на правом берегу Волги.

Паскаль полагал, что отец Павла обучал грамоте мордовского мальчика Никиту Минина из соседнего села Вельдеманово, будущего патриарха Никона. В «Житии» Никона действительно рассказывается о том, что он ребенком был отдан «в научение грамоте Божественного писания» и, уйдя из «дому отца своего», некоторое время жил у учителя.

Если это так и Никита действительно учился у священника из Колычева и жил в его доме, то можно предположить, что будущие иерархи Никон и Павел были друзьями детства.

С «гор» сын священника перебрался на другой берег Волги, в «леса». Он был принят в братию знаменитого Макарьево-Желтоводского монастыря, принял постриг и был наречен Павлом. Здесь он проходил строгое иноческое житие и затем, как опытный подвижник, получил почетное звание «старца».


Обитель была расположена на оживленном торговом пути. Издавна под ее стенами ежегодно устраивался многолюдный торг — знаменитая Макарьевская ярмарка. С 1627 года по царскому указу монастырь стал получать часть прибыли от ярмарки и благодаря этому разбогател. Всеми деньгами обители управлял казначей. В 1636 году казначеем Желтоводского монастыря стал монах Павел.

Летом 1651 года Павел был призван в Москву и возведен тогдашним русским патриархом Иосифом в настоятели древнего Пафнутьево-Боровского монастыря. После смерти Иосифа в 1652 году церковный собор избрал кандидатами на патриарший престол двенадцать «мужей духовных», среди которых упоминается и имя игумена Павла.

Но по воле царя Алексея Михайловича патриархом стал новгородский митрополит Никон. А 17 ноября 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы на кафедру подмосковного города Коломны, считавшуюся одной из старейших на Руси.

Когда в 1653 году в начале Великого поста Никон рассылал по храмам указ о введении новых богослужебных обрядов по современным греческим образцам, коломенский епископ принял сторону противников новшеств, протопопов Иоанна Неронова, Аввакума и Даниила.

Таким образом, Павел оказался единственным русским архиереем, посмевшим выступить против всесильного патриарха и сумевшим однозначно решить для себя сложнейшую дилемму, «остаться ли на епископской кафедре без паствы или пойти с паствой без кафедры» (В.О. Ключевский).

В 1654 году царь и Никон созвали в Москве собор для того, чтобы осудить старые обряды и ввести новые. Только Павел Коломенский открыто высказывался на соборе против церковной реформы. По свидетельству современников, он заявлял: "С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!"


Но слова епископа не были услышаны, и собор постановил начать реформу русского богослужения по современным греческим книгам. Это решение подписали все архиереи. Патриарху с огромным трудом удалось уговорить Павла подписать соборное постановление. Но впоследствии епископ отказался от своей подписи.

Никон, раздраженный непокорностью архиерея, призвал его в свои палаты. Как гласит старообрядческое предание, патриарх говорил епископу «лестные словеса», надеясь склонить Павла на свою сторону. Когда же это не удалось, Никон «рыкнул, яко лев зол, и начал бить немилостиво по ланитам преосвященного. И дотоле его бил, дондеже сам изнемог».


Если о рукоприкладстве Никона достоверно неизвестно, то с уверенностью можно сказать, что по повелению патриарха епископ Павел был отдан на избиение и заключен в темницу.

Московский собор 1666 года, решая вопрос о низложении Никона, поставил ему это в вину: "Еще же архиерея сам един низверже Никон, кроме всякого поместного собора, на нем же должен был явить его погрешения… По низложении Павла, епископа коломенского, его же из мантии обнажи жестоко и на лютая биения и наказания предаде, и на дальняя заточения предаде, не помянув оного словесе, яко дважды никого же казнить подобает за то же и едино преступление. Тем же прилучися архиереови тому изумиться и погибнуть бедному, кроме вести, от зверей ли снеден быв или в воде утопе".


К этому времени относится старообрядческая легенда «о сновидении чернца Анофрея» — сказание о чудесном явлении опального архиерея некоему иноку. Протопоп Иоанн Неронов, сам тогда находившийся в ссылке, рассказывает протопопу Стефану Вонифатьеву в письме от 13 июля 1654 года: «В 1652 (1654) году извещение бысть Анофрию пустыннику: показуя ему Бог, яко страдальца, епископа Павла добрый подвиг, вашего же Никона патриарха злоначинание. Зрит бо той Анофрей епископа Павла добре во свете предстояща, со всеми ревнители закона боголюбцы; вашего же патриарха Никона всего омрачена, со всеми послушающими его».

По указанию Никона епископ был отправлен в ссылку в новгородский Хутынский монастырь под строгий надзор настоятеля Евфимия. Находясь в этой обители, Павел был лишен возможности общаться со старообрядцами. Патриарх приказал никого не пускать к епископу, а наиболее упорных в своем желании повидаться с опальным святителем велел хватать и бросать в темницу. Тогда епископ взял на себя великий подвиг юродства.

Внешние наблюдатели посчитали, что Павел «изумился», то есть помешался умом от перенесенных страданий, но это безумство было кажущимся. В условиях начавшихся гонений было намного легче проповедовать верность древнехристианским преданиям, прикрываясь «буйством проповеди», притворным безумием. Хутынский настоятель и монастырская братия, считая Павла сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за «безумцем» и предоставили ему возможность бродить в окрестностях монастыря. Эту свободу епископ всецело употребил на проповедь среди окрестных жителей. Он наставлял их: "Возлюбленные мои братия и чада о Господе! Стойте во благочестии и держитесь предания святых апостол и святых отец, а догматов новых, внесенных в Церковь от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себя от творящих распри и раздоры, подражайте вере бывших святых архипастырей российских, а в учения странные и чуждые не прилагайтесь. Почитайте священника, без него не пребывайте! На покаяние приходите, посты сохраняйте, пьянственного пития удаляйтесь, Тела Христова не лишайтесь".

О том, что Павел по-прежнему проповедует верность «древлему благочестию» и учит народ держаться старых церковных обрядов, стало известно Никону, который решил погубить непокорного святителя.

Старообрядческий писатель XVII века диакон Феодор так описывает мученичество епископа Павла: «Никон… посла слуг своих там в новгородские пределы, идеже он, ходя, странствовал. Они же там обретоша его, в пусте месте идуща, и похвативше его, яко волки кроткую овцу, и убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем по Никонову велению. И так тому конец рабу Божию сотвори Никон волк, дабы не обличал его, законопреступника».


По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 3 апреля (по старому стилю) 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг.

Собор 1666 года поставил Никону в вину расправу над епископом. «Да ты же, Никон, говорится в соборном приговоре, — Коломенского епископа Павла без собора, вопреки правилам, низверг и обругал, и сослал его в ссылку и там его мучил, и то тебе извержение вменится в убийство».

Епископ-мученик Павел стал одним из наиболее почитаемых святых в староверии. В истории «древлего благочестия» ему отводится особая, первенствующая роль, а его подвиг сравнивается со служением апостолов. В одной старообрядческой рукописи начала XIX века о святителе говорится так: "Павел — апостол града Коломны, за православие стоятель и к новой вере неприклонитель".

Сто лет назад редакция журнала «Церковь» так писала о значении этого человека для русской истории: "Никониане могут гордиться, что они ведут свое духовное начало от столь преступного человека (п. Никона - ред.). Старообрядцы же радуются, что за общее их святое дело принес себя в жертву смиренный и кроткий святитель. Восставая против Никона и его нелепых и безрассудных реформ, старообрядцы всегда имели пред собой, как знамя, мученический подвиг этого священномученика; по его святительской воле они отвернулись от жестокого тирана и убийцы. Дух Павла всегда пребывал с ними и руководил ими. А этот дух был апостольским и Христовым духом".

Дмитрий Урушев. Старообрядец, историк-религиовед, член Союза журналистов России.

Комментарии