Из истории Малиновского скита (РДЦ): Нападение сормовской шайки на Малиновский монастырь


Нами получены некоторые подробности, имеющие отношение к нападению на Малиновский женский старообрядческий скит.

Шайка грабителей, напавших на скит, как удалось выяснить, организована в Сормове. Во главе ее стоял некто Виноградов, убитый во время преследования грабителей. План ограбления монастыря задуман заранее, в субботу же днем вся шайка, наняв три одноконных подводы, выступила в «поход».

Чтобы не возбудить подозрения, грабители ехали не все вместе, многие ушли пешком вперед и только за Волгой, в лугах, стали соединяться в толпу. В Кантаурове шайка пила водку, затем двинулась далее и около 9 часов вечера была уже у монастыря.

Скит окружен высокой каменной стеной. Злоумышленники, зная это, еще по дороге, по их словам, изготовили из жердей, взятых из изгородей, лестницу и по ней проникли в скит. Лошадей грабители оставили около монастырской бани, находящейся вне монастырских стен. При лошадях была оставлена стража, по отзыву грабителей, из двух человек.

Только грабители очутились внутри монастырских стен, их встретил выстрелом из ружья проживающий при монастыре стражник Алексей Логинычев. Злоумышленники ответили целым рядом выстрелов из револьверов и бросились на стражника. Во время происшедшей схватки стражник ранен пулей в грудь около ключицы и получил несколько колотых ран, из которых одну тяжелую. Сторожа, находящиеся при ските, как говорят, попрятались.

Покончив с единственным защитником скита и не встречая препятствий для своей деятельности, злоумышленники начали хозяйничать в ските. Ворвались в моленную, забрали здесь все более или менее ценное, по их мнению, и начали искать денег по кельям. Из скитниц никто не пострадал, кроме казначеи А. Ф. Богатовой, у которой оказалась огнестрельная рана около ключицы.

Как передают, у старушки казначеи хранилось около 1500 руб. денег, но они лежали в простой коробке, которая, очевидно, не привлекла внимания грабителей, и эти деньги остались целы. Рана, нанесенная Богатовой, не может считаться смертельной, но ввиду преклонного возраста раненной (ей 83 года) и констатированной врачом слабости сердца, рана представляется безусловно опасной для жизни. Желая вынудить у скитниц признание, где хранятся деньги, грабители произвели несколько выстрелов в стену в келье, где в паническом ужасе толпилось несколько скитниц, не успевших даже одеться. Несмотря на это, денег в монастыре грабители нашли очень немного: рублей около 150, главным же образом, воспользовались монастырским имуществом и, отворив монастырские ворота, уложили все награбленное на одну из подвод. Имущество не представляет особой ценности и состоит почти исключительно из домашнего скарба.

Выстрелы и шум в монастыре привлекли внимание крестьян соседних деревушек Филипповского и Развилья, и крестьяне, подошедши к монастырю, начали стрелять из ружей в воздух, как они объясняют, «для опуги», в это же время угнали двух лошадей, на которых приехали злоумышленники. Говорят, что обнаружению преступления много способствовал крестьянин д. Развилья. Он ехал в лес за дровами и, услышав выстрелы и шум в монастыре, понял, что в ските творится что-то неладное. Он тотчас же помчался в свою деревню, отстоящую от монастыря верстах в трех, и здесь поднял крестьян. Грабители, видя, что они замечены, бросились из монастыря и, увозя награбленное имущество на одной лошади, двинулись к деревне Филипповской. Крестьяне были уже все на ногах. Здесь между грабителями и крестьянами произошла перестрелка, во время которой один из грабителей убит.

Злоумышленниками в деревне Филипповской для «устрашения» крестьян брошена петарда. Последняя разорвалась и опалила лицо одного из грабителей. Между тем, крестьяне дали знать о случившемся в соседнее село Белкино, из которого также вышли крестьяне для преследования грабителей. Последним, однако, удалось прорваться мимо Белкина.

Между Белкиным и с. Кантауровым грабители встретили угольщика из селения Лелек. У последнего они отняли лошадь, на которой продолжали путь к Кантаурову.

Под Кантауровым, около деревни Киселихи, грабителей встретила новая группа крестьян. Произошла снова перестрелка, после которой грабителям пришлось бросить сани с награбленным имуществом. В этих же санях оказался убитым один из соучастников грабежа.

Часть грабителей у Кантаурова, очевидно, рассеялась, другая же воспользовалась почтовой тройкой А. Е. Фролова и помчалась по дороге к Сормову. За тройкой все время на лошади волостного старшины гнался урядник М. П. Малайчук со стражником. Когда лошадь выбилась из сил, то в одной из попутных деревень она была заменена новой. Около деревушки Золотово урядник настиг измученную тройку и стал стрелять из винтовки. Грабители, очевидно, израсходовали большую часть запаса патронов и на выстрелы урядника отвечали очень редко.

Под селом Толоконцевым грабители бросили тройку и разбежались по лесу. В санях оказалось трое убитых.

Для того, чтобы отрезать дальнейшее отступление грабителям, из села Бор в сопровождении урядника, семи стражников и одного конного выехал к Толоконцеву становой пристав К. Р. Разумовский, но ему пришлось только принять меры к тому, чтобы переловленные уже злоумышленники не были перебиты рассвирепевшей толпой крестьян.

Во время погони до с. Толоконцева и дальнейшего преследования по лесу убито 8 грабителей, задержано 9 человек, из которых четверо отнято приставом у толпы, трое найдены ранеными в лесу и один на дороге вблизи Филипповского.

Предполагают, что почти вся шайка, нападавшая на скит, уничтожена, т.е. перебита или переловлена, может быть осталось не разысканными 2-3 человека. Убитые и пойманные – молодые люди. Злоумышленники не скрывают своего преступления и, за исключением одного, назвали свои имена и фамилии, а также сообщили имена убитых. Нападение на монастырь объясняют необходимостью: работы нет, а есть, пить нужно. Оружие злоумышленниками брошено во время преследования, так что только при одном найден хороший и ценный револьвер системы Браунинг.

Фамилии оставшихся в живых грабителей установлены не только опросом, но отчасти и по документам, имевшимся при некоторых из задержанных злоумышленников. Лица эти следующие: В. И. Сорокин, И. А. Покотин, Д. Н. Егоров, А. И. Солянов, П. Малышев, Н. Л. Львов, В. Ошмарин, А. А. Калинцев. Для опознания трупов семеновской полицией сообщено родственникам убитых.

Газета «Волгарь», № 346, от 19 декабря 1906 г.

Комментарии