Святая Русь в описании иностранцев: Из воспоминаний архидиакона Антиохийской Церкви Павла Алеппского (17 век)



Записи для соотечественников архидиакона Антиохийской Церкви Павла Алеппского, пребывавшего в России в 1654-1656 годах:

«Представьте себе, читатель, они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, непрерывно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что в этом принимают участие маленькие дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и Литургия!»

«Мы дивились на порядки в их церквах, ибо видели, что они все - от вельмож до бедняков прибавляли к тому, что содержится в постановлениях Типикона, прибавляли постоянные посты, неуклонное посещение служб церковных, непрестанные большие поклоны до земли, пост ежедневный до девятого часа (т.е. примерно до 3 часов дня) или до выхода от обедни. Ибо у них нет различия между чином монастырей и чином мiрских церквей - все равно».

«Знай, что в этой стране обедня совершается с полным благоговением, страхом и уважением к святым. Диакон всякий раз, как скажет ектению и войдет в алтарь, делает три поклона перед престолом, целует его, кланяется архиерею или священнику».

«В этой стране московитов принято отнюдь ничего не класть на престол, даже Служебника священнического - ничего кроме Евангелия и креста. Мы были очень осторожны в этом, не клали ни трикирия, ни платка, ни касались рукой и т.п.».

«Что касается их крестного знамения, то достаточно назвать его московским - оно совершается ударом пальцев о чело и плечи. При произнесении (за богослужением) умилительного имени: Богородица - все они стукаются лбами о землю, становясь на колени по любви к умилительному имени Девы, также поступают их мальчики и девочки, ибо вскормлены молоком веры и благочестия. Как они умеют кланяться присутствующим?! А мы не умеем креститься подобно им, за что они насмехаются над нами, говоря: «Почему вы проводите каракули на груди, а не ударяете пальцами о чело и плечи, как мы?» Мы радовались за них. Какая это благословенная страна, чисто православная!»

«Гордость им совершенно чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят. Так мы видели и наблюдали, Бог свидетель, что мы вели себя среди них как святые, как умершие для мiра, отказавшиеся от всяких радостей, веселья и шуток, в совершеннейшей нравственности, хотя по нужде, а не добровольно».

«Все жители в течение ее (первой седмицы Великого поста) не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными в течение всего поста. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали руки за спиной: палач шел позади него, провозглашая совершенное им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил: как только коснется тела, тотчас же брызнет кровь».

«Мы заметили, что они казнят смертью без пощады и помилования за четыре преступления: за измену, убийство, святотатство и лишение девицы невинности без ее согласия. Мы видели, что некоторым срубали головы секирой на плахе. Это были убийцы своих господ. Видели, что одного сожгли в доме, который сделали для него на площади, он умышленно поджег дом своего господина. Непременно сжигают содомита. Также кто поносит Царя, никогда не спасется от казни, как мы тому были свидетелями».

«Больше всего мы дивились их чрезвычайной скромности и смирению перед бедными и их частым молениям перед всякой встречной иконой. Каждый раз, когда они увидят издали блестящие кресты церкви, то хотя бы было десять церквей одна близ другой, они обращаются к каждой и молятся на нее, делая три поклона. Так поступают не только мужчины, но еще более женщины».

«Московиты множеством своих молитв превосходят, быть может, самих святых, и не только простолюдины, бедняки, крестьяне, женщины, девицы и малые дети, но и визири, государственные сановники и их жены».

«У всякого в доме имеется безчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и за всякими дверями, даже за воротами домов; и это бывает ни у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики. Они зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вечером; знатные же люди зажигают не только свечи, но и особые светильники».

«У всех них на дверях домов и лавок и на улицах выставлены иконы, и всякий входящий и выходящий обращается к ним и делает крестное знамение. Равно и над воротами городов, крепостей и укреплений непременно бывает икона Владычицы внутри и икона Господа снаружи в заделанном окне. И перед нею ночью и днем горит фонарь. Также и на башнях они водружают кресты. Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, христианская вера соблюдается в полной чистоте. Исполать им! О, как они счастливы!»

«Мы простояли с ними на ногах целых семь часов на железном полу, при сильном холоде и пронизывающей сырости. Но мы почерпали себе отраду в том, что видели у этого народа. Мало было Патриарху продолжительной службы и длинного синаксария: он еще прибавил в конце проповедь и многие поучения. Бог да даст ему чувство меры! Он не пожалел ни Царя, ни даже нежных детей. Я хотел бы знать, чтобы у нас сказали и стали бы так терпеть! Но нет сомнения, что Творец (да будет прославлено имя Его!) даровал русским Царство, которого они достойны и которое им приличествует за то, что все заботы их - духовные, а не телесные. Таковы они все».

Хваля мудрое управление русским государством, отец Павел прибавляет: «Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими Царства. Да расширит Бог их разум и умение управлять еще более того умения и разума, которое мы видели! Пусть никто не говорит, что христианам господство не подобает, ибо кто не видел собственными глазами, тот, быть может, не поверит этим известиям и описанным нами превосходным качествам, но Бог - свидетель, что я лжи не говорю и не взял с них взятку за то, что так хвалю их ум и хорошее управление».

«Обрати внимание на эти обычаи и прекрасные порядки, кои мы наблюдали: как они хороши! Но правду сказал наш владыка Патриарх (Антиохийский Макарий): «Все эти обычаи существовали прежде и у нас, во дни наших Царей, но мы их утратили, они перешли к этому народу и принесли у него плоды. Коими он превзошел нас».

«Что за благословенная страна! Она населена только христианами, в ней нет ни одного ни жида, ни армянина, ни невера какой бы то ни было секты: здесь даже не имеют понятия о них. Здесь повсюду и на дверях домов, и на дверях лавок, и на улицах, и на дорогах стоят св. иконы, к которым каждый, при входе и выходе обращает лице с крестным знамением. Да!.. это поистине благословенная страна и здесь христианская вера сияет и сохраняется в своей несомненной чистоте».

«Что сказать о твердом и неослабном исполнении ими всех религиозных обязанностей! Что сказать о самих этих обязанностях, которых достаточно для того, чтобы волоса дитяти поседели, и которые однако тщательно выполняются и Царем, и Патриархом, и боярами, и боярынями, и Царевнами? Разве они не чувствуют усталости? Разве они железные, что могут жить без еды и выстаивать длинные службы на морозе, не обнаруживая утомления? Без сомнения эти русские - все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим - и он стал Божиим - и все его действия от Духа, а не от плоти».

Описывая торжество в Неделю Православия: «Бог знает, какой стыд мы почувствовали перед москвичами, пред их Царем и боярами, увидав иконы Седми Соборов и Греческих императоров еретиков на дорогах. Ведущих прямо в геенну. Собственные Государи русских более 700 лет преемствуют друг другу на престоле, и ни один из них не показал себя ни врагом св. икон, ни еретиком: лично все они были святые и никогда не оскверняли Царств своих - подобно греческим императорам - войнами против св. икон, ересями и нововведениями. Москвичи смеются над греками и их Империей, говоря: «Смотрите, вот греческие императоры, от которых мы получили свет, - как они злодействовали в Св. Церкви, вооружились против св. икон, как - в чаду развращения и злобы преследовали Патриархов, епископов и весь священный чин, равно и всех благочестивых людей, и гнали их хуже, чем язычники!» Впрочем, как было не злодействовать греческим императорам, когда на престоле сидели такие люди, как Лев Армянин и ему подобные, которые, выйдя в цари из ослиных и лошадиных пастухов, не принадлежали к Царскому Роду, ни к греческому народу;- или такие царицы, как Евдоксия. Бившая по щекам св. Иоанна Златоустого, или такие, которые злоумышляли против своих мужьев, и погубив их, возводили в Императоры того, кого брали на свое ложе? Пусть бы лучше Бог изгладил всякую память о них, об их безславии и праздных забавах, которыми они - подобно несмысленым детям - тешили себя во все время царствования и рассказ о которых может заставить краснеть всякого юношу»...

Источник


Комментарии