Сравнение старого (дореформенного) и нового (послереформенного) текстов. Часть 2

 


Богородичен 1-го канона, песнь 3-я, Октая 2-го гласа на утрени 

С.: «Млеком питавши матеролепно Питателя всем, и носиши Сего на руку чистая, иже всяческая рукою носящаго всегда».

Н.: «Доиши матеролепно Питателя всех и носиши Сего на объятиях чистая, всяческая рукою носящаго всегда».

«Носить на объятиях» – выражение, по-видимому, того же порядка, что «видеть перстом», «уразуметь очесы» и т.п.

 

Глас 4, песнь 1 

С.: «Моря Чермнаго пучину, немокрыми стопами, древле шествовав Израиль, крестообразно моисеовыма рукама, амаликову силу в пустыни победило есть».

Н.: «Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма моисеовыма рукама, амаликову силу в пустыни победил есть».

«Чермное» – собственное имя. «Крестообразные руки» (у Моисея) – грубое искажение смысла текста.

 

Глас 6, песнь 8 

С.: «Из пламене святым росу источи, а праведного жертву и воду попали, вся бо твориши Христе елика хощеши, тем Тя превозносим, Господа во́ веки».

Н.: «Из пламене преподобным росу источил еси, и праведного жертву водою попалил еси: вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки».

«Жертву водою попалил еси» – абсурд и искажение Св. Писания (3 Царств., 18:34-38).

 

В Великий Четверг

Глас 6, песнь 1 

С.: «Сеченным сечется море Чермное…» – т.е. жезлом, вырезанным (сеченным) из дерева, Моисей рассекает море.

Н.: «Сеченное сечется море Чермное…» – «Сеченное… море» – абсурд.

 

Богоявление Господне

Глас 2, песнь 3 

С.: «Крепость дая Царю нашему Господь, и рог Христа Своего вознося, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тем вернии возопием: несть свят, яко же Бог наш».

Н.: Крепость даяй царем нашым Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопием: несть свят, яко Бог наш».

В новом тексте смысл неоправданно извращен в пользу идей цезарепапизма: если в оригинале речь идет о Небесном Царе Христе, то в «исправленном» – о земных царях с их земным могуществом, что к празднику Богоявления не имеет никакого отношения.

 

Воздвижение Креста Господня

Стихира на «Господи воззвах» на «и ныне»: 

С.: «…праотца бо Адама прельстивый древом Крестом побеждается…»

Н.: «… Крестом прельщается…» 

 

Конец тропаря Великого Четверга 

С.: «Но яко разбойник исповедаяся вопию Ти».

Н.: «Но яко разбойник исповедаю Тя».

С.: «Ныне отпущаеши… свет во откровение языком» (Лк., 2:32).

Н.: «… свет во откровение языков», – смешение падежей приводит к бессмыслице.

С.: «се пядию измерены положил еси дни моя» (Пс., 38:6).

Н.: «се пяди положил еси дни моя».

С.: «Аз рех, бози будете» (Пс., 81:6).

Н.: «…бози есте».


Фрагменты из книги Бориса Кутузова "Церковная реформа XVII века".



Комментарии