Ветковская чеканка


Ветковская чеканка, техника художественной обработки металла златокузнецами г. Ветка и окрестностей. Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу XVII в. Ветковские кузнецы ковали многопудовыекорабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались "коваными ризами". С XVIII в. упоминаются иконы "все в сребровызолоченных ризах" в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Ныне выявлены имена около 20 мастеров. Большая часть произведений художников по металлу осталась анонимной.

Ветковский стиль чеканки складывался на пересечении средневекового наследия и искусства Нового времени. Барочным мироощущением проникнуты принесённые ветковчанами традиции московского искусства, испытавшего в XVII в. сильное влияние мастеров из Речи Посполитой.

Оказавшись на территории земель ВКЛ, художники Ветки продолжили развивать традиции чеканки внутри белорусской культуры. Были активными их связи со стародубскими слободами, где процветало т.н. "казацкое барокко". Чеканные оклады ветковских икон развивались из кованых риз, закрывающих фигуры персонажей подобно одежде. Это явление было известно уже с XV в. в Византии, однако наиболее развилось в искусстве злотников ВКЛ.

В ветковской культуре было широко распространено взаимовлияние техник шитья и чеканки. Среди бисерных риз присутствуют шитые "под кузнь", имитирующие кованые доспехи. На кованых ризах иногда воспроизводились техника золотного шитья, золототканые узоры и "сажение" жемчугом.

Применялись разные приёмы обработки металла: выколотка и вытягивание металлической пластины на смоле для получения объёмов и форм, отжиг, чеканка с применением самых разных чеканов, пуансон (обработка поверхности нанесением точечного чеканного орнамента), "оброн" (огранка выступов), гравировка и чернь, "просечное дело", золочение и серебрение, полировка.

Самым выразительным стало развитие орнаментальных элементов в чеканном изображении фактур и узоров одежд и тканей. Развивался и символический язык орнамента: мотивы винограда, яблони, розы, тюльпана, незабудки, акант и вазоны, ветви, вьюны, ростки, спирали, геральдические щиты, жемчужины, раковины, гребешки, зеркала имели каждый своё специфическое значение. Ветковский мастер выполнял части оклада-ризы в одном листе металла, за исключением венцов. Декор внешней чеканной рамы чаще всего следовал древним византийским образцам - вьюны, спирали, заполнение цветочными мотивами близки здесь сканым, басменным орнаментам, а также декору рукописей. Внутренние же части окладов ("средники") объёмно и достаточно реалистично воспроизводили человеческие фигуры.

Орнамент внутренней части мог решаться в стилях барокко, рококо, модерн. В окладах с изображениями пейзажей и архитектурных строений пространственные достижения ветковской иконописи переводились на язык пластики, воспроизводя сомасштабные человеку здания в стилях Нового времени, интерьеры, глубину природного ландшафта. Рамы могли решаться в ренессансном орнаменте, отделяясь от барокко средника, барочная рама соседствовала со средневековым венчиком и ветковскими букетами и цветами, "брошенными" на одежду, переданную в натуралистических объёмных складках и богатстве фактур.

Вторая, менее распространённая тенденция, - исполнение оклада в едином стиле декора. Наиболее ярко здесь выразились стили барокко и рококо. Оклады выполнялись на местные образа, сохраняя свойственные Ветке свободную манеру, высокий рельеф фигур, особенности в почерках надписей, фигурах святых на полях и т.д.Местному искусству художественной ковки была присуща иконная и фольклорная целостность образов. В фактуре местных чеканных изображений XVIII - XIX вв. переданы шерсть власяниц, шёлк платьев и плащей, блеск лат; подробно изображены устройства различных сооружений, повозок, конской сбруи; фактурно убедительны полуфантастические травы и деревья. Отличительный орнаментальный мотив в искусстве Ветки - букеты роз. Они встречаются в изображении золотых орнаментов тканей на местных иконах, но наиболее выразительны в резьбе и чеканке. Выработанные местными художниками образные и технические решения чеканки применялись впоследствии в произведениях мастеров самого разного профессионального уровня - от деревенских чеканщиков до лучших златокузнецов.








Комментарии