Ветковская иконописная школа


Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях ВКЛ выходцами из Русского государства. С 1695 г., когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх "паволоки" - холста, наклеенного на иконную доску. "Знамение" (предварительный рисунок) исполнялось иглой - "графьёй". Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.

В народном творчестве краски икон становились всё более яркими - "пылающими". Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного - от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, "двойника" (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.

В поздних памятниках, чаще всего слободских, применялась цировка - нанесение орнаментов процарапыванием иглой цветного лака до металлической подложки. Разнообразной была система золотопробельного письма - переданных кистью графически творёным золотом световых бликов (чаще на одежде).

Преобладали мягкие закруглённые линии, следующие за формой тел, и блики-зеркальца. Применялась черневая графическая роспись по золотому фону в изображении мебели, посуды. Уникальны чеканенные по золочёному левкасу фонов и полей растительные и геральдические мотивы, картуши. Личное письмо (исполнение открытых частей тела) исполнялось по древним технологиям в несколько слоёв: вохрения и высветления по тёмному слою санкиря заканчиваются белильными движками или бликами. Применялся византийский приём корсунских писем: киноварная подрумянка, прокладываемая между слоями живописи. Продолжение демократических традиций иконописи XVII в. проявилось в изображении определенных этнических и психологических типов персонажей.

В техническом отношении иконы в Ветке изготавливались чаще из ольхи, липы, яблони, редко - кипариса. Применялись врезные и торцевые шпонки, соединяющие части досок. В подавляющем большинстве памятников XVIII - XX вв. отсутствовало углубление средней части иконной доски - "ковчег". Рамки и опуши краёв чаще всего были бело-сине-красного или бело-красного цвета. Ветковские иконы представены широким спектром иконографий. Наибольшим разнообразием отличается иконография Богоматери (около 70 типов): "Богоматерь Огневидная", "Богоматерь Овсепетая", "Богоматерь Умягчение злых сердец" (в иконографии "Ченстоховской"), "Никола Отвратный", композиция "Отечество" и др. Для ветковских икон характерны большие тексты на полях, комментирующие изображения. Часто изготавливались "исцеляющие" иконы с изображением святых-целителей, покровителей ремёсел, семейных патронов и др. Они создавались по индивидуальному заказу, были многочастными (чаще всего 4-частными).

Ветковская икона последовательно впитала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна, а также достижения других видов белорусского изобразительного искусства. Из Ветки происходят рукописные иконографические пособия для иконописцев, т.н. "Подлинники". Обнаружены уникальные рукописные сборники XVII - XIX вв., где тщательно собраны сведения о чудотворных иконах и их иконографии, сопровождаемые миниатюрами и гравюрами. Традиции Ветки продолжали развиваться в центрах старообрядчества в Поволжье, Поднестровье, Забайкалье и др.











Комментарии