Неправота безпоповства

Безпоповцы Федосеевского согласия

Безпоповское учение об исчезновении благочестивого духовенства было известно и до трагического раскола Церкви в XVII веке. О сем заблуждении упоминал в своих трудах святой священномученик и исповедник Аввакум.

После раскольных соборов 1666—1667 гг. учение об исчезновении благочестивого священства получило широкое распространение среди христиан, не принявших нововведений Никона. Потрясенные жестокостью, с которою власти принуждали народ к принятию никоновских новшеств, многие староверы, оставшись без священства и пастырского окормления, соблазнились безпоповским учением, считая, что антихрист в мир уже пришел и троеперстие является его печатью. Ими был сделан вывод: истинное православное священство истреблено полностью, прекратились святые Таинства, Церковь в полноте Своей уже никогда не восстановится, а до конца времен будет пребывать в рассеянии, в малом числе таящихся христиан. Убедив себя в прекращении священства и таинств, они разделились на множество разнообразных толков и согласий.

Мнение безпоповцев о том, что земная часть Церкви Христовой усеклась (то есть исчезло истинное священство, исчезли некоторые таинства, отсутствует истинная Евхаристия и т.д.) — противоречит словам Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18).

Не могут умалиться и таинства, ибо Христос не только первым христианам, но на все времена и всем народам сказал, что, если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Небесное. От воды — т.е. крещением с погружением в воду, духом — т.е. запечатлением печатью Дара Святаго Духа, происходящего во время миропомазания.

Не умалилась и Евхаристия, происходящая во время Святой Литургии. Христос, сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6:53). Тело и Кровь Христа являются в Евхаристии и подаются достойным Того христианам во время причастия. Учение или мнение об усекновении полноты земной Церкви не только противоречит Писанию, но и уничижает Христа, т.к. ставит Бога ниже князя мира сего, который яко бы смог отчасти упразднить Церковь Христову.







Комментарии