Какими будут загробные муки - телесные, или только муки совести? Один из новообрядческих священников доказывал, что мучения будут только нравственные, но не телесные.


Правда, у святого Григория Богослова есть такое место: "Тогда поставятся престолы, Ветхий денми сядет, раскроются книги, потечет река огненная, предстанут пред взоры свет и тма уготованная, и изыдут сотворшии благая в Воскресение живота, который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, а сотворшии злая в Воскресение суда (Ин., 5, 29), которых осудило уже неуверовавших судящее им слово (12, 48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святыя и Царственныя Троицы, Которая тогда будет озарять яснее и чище, и всецело соединятся со всецелым (в чем едином и поставляю особенно Царствие Небесное), а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, - отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца" (Творения, т. 1, с. 236, 237 по изд. Сойкина). Но, как видите, и из этого свидетельства нельзя делать вывода, что загробные муки после Страшного Суда будут состоять только в нравственных угрызениях совести за содеянные согрешения. О мучении, состоящем в отвержении от Бога и стыде в совести, св. Григорий Богослов говорит не как об единственном для грешников, но - "прежде всего прочего", "кроме прочего". Следовательно, будут и другие мучения для грешников. Эти мучения представляются в Священном Писании в образе червя, который не умирает, и, - гораздо чаще, - огня, который не угасает. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал: И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мр., 9, 45,46). И на всеобщем суде произнесет грешникам: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф., 25, 41). Этим мучениям не совесть только будет подвержена (ибо совесть не может быть подвергаема таким мучениям, как червь неумирающий и огнь неугасающий); им будут подвержены и душа и тело согрешивших. "Если кто грешен, - говорит св. Кирил Иеросалимский, - получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться" (Огласительное поучение, 18). И св. Иоанн Златоуст говорит: "Вместе с душою одни тела будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами" (Творения, 10, 566). О страдании души вместе с телом возвещает и Сам Христос Спаситель, говоря: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне..." (Мф., 10, 28). Как изъясняет блаженный Августин, этими словами Христос Господь говорит о второй смерти души. "Хотя человеческая душа, - поясняет блаженный Августин, - поистине называется бессмертною, впрочем, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этою смертью следует еще смерть, которая в Божественном Писании называется второю... Смерть сия тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения". Приведем, наконец, еще и следующее изъяснение святого Златоуста (Слово 1-е Феодору падшему): "Услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний; этот огонь что захватит, то сожжет и изменит на другое, а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием - не в честь, но чтобы быть всегдашним напутствием тамошнего мучения, а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях". 

(Слово Церкви, No. 33, 1917 г.).







Комментарии